воскресенье, 12 октября 2014 г.

Урок иностранного языка в деятельностной парадигме



 Справедливо считается, что предмет «иностранный язык» сам по себе носит деятельностный характер, так как язык является одновременно средством и целью обучения, объектом изучения и инструментом в учебном процессе. Для учителей иностранного языка не стоит вопрос, имеет ли практическое применение то, чему он учит, то, чем занимаются учащиеся во время уроков. В  арсенале учителей и преподавателей иностранных языков в рамках коммуникативно-ориентированного обучения имеется целый арсенал деятельностных заданий, направленных на решение определенных коммуникативных задач, приближенных к тем, которые мы решаем в реальной жизни, в условиях реального общения. Эти задания переносят акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающегося, это так называемые проблемные речемыслительные задания. Но это еще не все, что необходимо для полноценной реализации системно-деятельностного подхода. Здесь мы должны придерживаться определенной технологии организации и проведения уроков.
Давайте сравним его с традиционным обучением, и в ходе этого сравнения попытаемся понять его суть. Поскольку деятельностный подход – это организация и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью обучающихся, уроки должны предполагать осознанное учение, т.е. мотивированное, с самостоятельно поставленными целями, направляемый учителем, но все же самостоятельный поиск путей достижения целей, а также обязательную рефлексию своей деятельности.
При этом новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей, ведь согласно теоретическим исследованиям способность к саморазвитию формируется при определенной организации учебной деятельности.    
Использовать набор деятельностных, проблемных речемыслительных заданий не достаточно, системно-деятельностный подход реализуется лишь, если урок организован в соответствии со следующими структурными блоками:
- индивидуальная деятельность ученика;
- затруднение в индивидуальной деятельности;
- выявление причин затруднения;
- определение пути выхода из затруднения;
- осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.

Этапы урока
Традиционная система деятельности
Деятельностный урок
Снятие лексико-грамматических трудностей
Мотивирование к учебной деятельности
Восприятие иноязычной речи на слух
- Общее понимание
- Восприятие иноязычной речи на слух
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
 - Выявление места и причины затруднения.
Контроль понимания
- Построение и реализация проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство).
 - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.


В соответствии с целями уроки деятельностного типа можно распределить на 4 группы:
·  уроки «открытия» нового знания;
·  уроки рефлексии;
·  уроки общеметодологической направленности;
·  уроки контроля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий