воскресенье, 15 сентября 2013 г.

ШЕСТЬ ПРИНЦИПОВ ОЦЕНИВАНИЯ



Традиционные методы оценивания, нацеленные на уровни знания и понимания, т.е. усвоения информации, часто не подходят для оценивания умений, навыков и опыта учащихся.Современные методы оценивания должны показать уровень овладения интеллектуальными умениями, навыками коммуникации, решения сложных проблем, использования правовых и иных социальных инструментов, умения определить свои ценностные ориентиры. В процессе оценивания необходимо следовать ряду принципов:

1) «Важность/Importance»
Для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты (цели) курса, которые стоит оценивать, поскольку оценивание требует времени, сил и других ресурсов.
 Кроме того, оценивание способно улучшить сам процесс обучения этим знаниям, умениям/навыкам и ценностям, которые выделены как важный ожидаемый результат. Ученики относятся наиболее серьезно именно к тем сторонам обучения, которые будут оценены. Опытные преподаватели отбирают для оценки во всем курсе небольшое число ожидаемых результатов.
Итак, чтобы применить первый принцип оценивания, задайте себе вопросы: «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Являются ли эти знания, умения/навыки, ценности полезными, применимыми в реальной жизни для человека? Насколько часто они нужны в жизни?»
2) «Адекватность/Vilidity»
Как мы можем быть уверены, что отобранный нами результат достигнут?
Нужно выбрать точный (адекватный) инструмент оценивания, т.е. упражнение для оценки, которое показало бы нам, что ученики овладели необходимыми знаниями, умениями/навыками, ценностями.
Итак, задайте себе вопрос: «Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемого учебного результата, овладели нужными знаниями, умениями/навыками, ценностями?»
3) «Объективность/Reliability»
Оценивание результатов выполнения контрольного упражнения - часто процесс субъективный, относительный. Как сделать так, чтобы разные люди, оценивая одну и ту же (или подобную) работу, могли ставить одинаковые оценки?
Объективность (постоянство, надежность, достоверность) достигается путем тщательной разработки очень конкретных критериев оценивания, показывающих уровень работы, который может быть оценен как «отличный», «хороший», «удовлетворительный» или «неудовлетворительный». После того как выработаны эти критерии, появится необходимость создать удобную форму для оценивания работ, которая отражала бы эти критерии
Вопросы: «Какие характеристики должны, иметь отличная и хорошая работы (как результат выполнения контрольного упражнения)? А удовлетворительная работа?
Неудовлетворительная работа? Понятны ли эти характеристики (критерии) для других преподавателей и для самих оцениваемых? Достаточно ли они точны, однозначны? Как должна выглядеть форма (бланк) для фиксирования оценки по этим критериям?»
4) «Интегрированностъ/Integrativity»
Если разработать критерии оценивания какого-то упражнения, то окажется, что они являются одновременно правилами выполнения этого упражнения, т. е. правилами обучения конкретному знанию, умению/навыку, ценности. Следовательно, если вы хотите оценивать по этим критериям, то прежде нужно научить ими пользоваться. «Несправедливо оценивать то, чему вы не учили»,
 Оценивание должно быть интегрировано в сам процесс обучения. С другой стороны, само «контрольное» упражнение является не чем иным, как одним из обучающих упражнений. Оценивание и обучение - это единый процесс.
Вопросы: «Являются ли критерии оценивания правилами выполнения упражнения? Учу ли я тому же, что и буду оценивать?»
5) «Открытость/Public Character»
Критерии и стратегия оценивания должны быть сообщены учащимся заранее.
Оценивание должно быть открытым. Учащиеся должны знать заранее, что и как будет оценено.. Учителя должны заранее продумать всю систему оценивания, сообщить ее учащимся, что отрезало пути всякого отступления: ученики могли задать все те вопросы, которые помещены здесь под каждым из принципов оценивания, можно привлекать самих учеников к разработке критериев и стратегии оценивания. Тогда это делает оценивание «своим» и справедливым для учащихся (но в целом применение всех этих принципов и делает оценивание справедливым).
 Педагог может довести до сведения учащихся свои ожидания по-разному. Можно, например, показать подготовленные формы для оценивания и разъяснить, что обозначают каждый критерий и каждый уровень оценки. Можно ограничиться простым рассказом или рассказом с обсуждением. Либо, например, если учащимся предстоят слушания в роли членов парламента, педагог может показать им видеоматериал о реальных парламентских дебатах (или о подобном занятии). Педагог также может показать на примере видеоматериала, как бы он(а) оценил(а) отдельных участников дебатов, используя выбранные критерии. Учащиеся также могут потренироваться в оценивании, используя предложенные критерии.Итак, «революционный» вопрос: «Как и когда я сообщу учащимся «что» и «как» я буду оценивать? Могу ли я вместе с учащимися разработать критерии и стратегию оценивания?»
6)«Простота/Simplicity»
Процесс оценивания и сами формы оценки должны быть просты и удобны в применении и пользовании. Можно вводить критерии оценки постепенно, по мере освоения самого инструмента оценки. Оценивание не должно отпугивать учителей и учащихся.«Контрреволюционный» вопрос: «Достаточно ли прост и доступен процесс оценивания для педагога и учащихся?»

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий