среда, 16 января 2013 г.



СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО И ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА С ПОМОЩЬЮ КЛЮЧЕВЫХ ФРАЗ-ВОПРОСОВ

Контроль усвоения языкового материала должен включать проверку навыков пользования им практически, т. е. в целях коммуникации. Речетворчество проявляется в свободе выбора способа совершения речевого поступка в пределах лексико-грамматических диапазонов ситуативного варьирования.
В качестве задания для речевых упражнений при развитии речевого умения, а также задания при контроле речевого умения можно предложить зрительный образ (или картинку).
Такие упражнения обеспечивают речевую стратегию и тактику говорящего, новизну ситуации, самостоятельность говорящего, структурное разнообразие высказываний.
Высказывания будут содержать как речевые образцы, так и элементы творчества. Это творчество может проявляться в переносе нового материала в ранее не встречавшиеся, но сходные ситуации. Творческая самостоятельность может проявиться также и в выборе логики содержания.
Зрительный образ предполагает высказать оценку, личное отношение к факту, событиям, изображённым на картинке. При этом надо учитывать, если вы расскажете только то, что изображено на картинке, считайте, что вы справились с заданием удовлетворительно. Если вы хотите ответить на «хорошо», то пофантазируйте и скажите:
-  какие люди изображены здесь;
-  как они тут оказались;
-  они друзья, родственники или знакомые;
-  куда они направятся потом.
Если вы добавите к этому описание своего опыта, посоветуете другим, как это лучше сделать в подобной ситуации, покритикуете выбор собеседника и т.д., то считайте, что справились с заданием на «отлично».
Такой уровень предполагает стимул к говорению, и речь учащихся выходит на уровень продуктивной речи, т. е. уровень творчества -свободное изложение мысли средствами иностранного языка.
Примером таких речевых упражнений может служить следующая картинка по теме «Shopping» и задания-вопросы, которые предполагают высказывания на уровне: вопрос-ответ, ответ-рассуждение, ответ-предложение, ответ-прогнозирование чьей-либо деятельности, обмен мнениями и т. д.
Вот примерный ход урока на основе зрительного образа по теме «Shopping», в основу которого положена идея учебно-методического комплекса «Images», Gaynor Ramsey.
Из предложенного следует, что виды деятельности могут быть теми же, а содержание зависит от изучаемой темы.
Данные типы заданий помогают проверить качество сформированной коммуникативной компетенции учащихся.
Поскольку общение имеет чаще всего вопросно-ответную форму, необходимо обратить внимание на характер задаваемых учителем вопросов при формировании коммуникативной компетенции. Распространённой практикой является начинать беседу, будь то в начале урока или при проверке понимания прочитанного (прослушанного) текста, со специальных вопросов что? где? когда? почему? И т.д.
Это не совсем оправдано, т.к. есть учащиеся с разным уровнем языковой подготовки. Ответы на специальные вопросы требуют уже определённого уровня владения языком (умения самостоятельно строить фразы с учётом языковых норм, умения использовать необходимую информацию и т.д.). С целью реализации личностно ориентированного подхода более целесообразным было бы начинать любую беседу с общих вопросов, т.е. вопросов, требующих ответов «да» или «нет». Такие вопросы помогают учителю ввести учащихся в атмосферу


Комментариев нет:

Отправить комментарий