Задачей современного образования является формирование
успешной, гармонично развитой личности, специалиста - профессионала, активного
члена социума, истоки этой успешности закладываются в школе, в процессе
формирования ведущих жизненных ценностей и образовательных компетенций. Именно
поэтому одним из наиболее востребованных направлений в работе современной школы
является использование интерактивных
компьютерных технологий, которые не только способствуют формированию ряда
компетенций, но и определяют уровень образовательной успешности учащихся.
Субъекты
образовательного процесса, объединенные интерактивными компьютерными технологиями,
становятся агентами учебного взаимодействия, между которыми, благодаря
компьютерно-опосредованной учебной коммуникации, осуществляется как
межличностное, так и интерактивное взаимодействие. Прекрасные возможности управления
образовательной успешностью учащихся открываются в их совместном с педагогами процессе работы в интернет-проектах, осуществляемых в рамках
международной образовательной и ресурсной сети
iEARN (http://www.iearn.org/).
Такая практика управления учебной деятельностью
учащихся помогает им понять важность и значимость
сотрудничества, владения иностранным языком и современными средствами
коммуникации для включения своего
уникального видения в глобальный
контекст молодежного социума. Деятельность учащихся не замыкается рамками школы или класса,
а может иметь отклик, развитие, адаптацию к другой культуре, и, следовательно,
мотивирует школьников к дальнейшему успешному сотрудничеству.
Организации инновационной практики управления
учебной деятельностью учащихся способствует и использование сервисов Web 2.0. , которые в силу
своих дидактических свойств позволяют учитывать индивидуальные особенности
каждого участника учебного процесса и создавать вокруг учащихся новую учебную
среду. Среди них наибольшее распространение в образовательном процессе школы на
сегодняшний день получили блоги, wiki, форумы, сервисы для хранения мультимедиа,
социальные закладки.
Как правило, именно эти интерактивные
компьютерные технологии используются в дистанционном обучении, в частности при
совместном создании учителем и учащимися подборки ресурсов для работы в
дистанционном курсе (примером организации учебного процесса, объединяющим
разнообразные сервисы Web 2.0, является дистанционный
курс профессионального развития Программы Adobe Youth Voices http://youthvoices.adobe.com/).
Полноценную возможность стать соавтором взаимодействия
с учащимися и педагогом в учебном процессе предоставляет школьникам технология создания образовательных блогов.
Использование
блога в учебном процессе (например, блог «Teaching Extras» (http://zubrilina.blogspot.com/) направлено на решение таких задач как формирование информационной,
коммуникативной, социокультурной компетенций учащихся, расширение
информационного пространства образовательного процесса, организация внеклассной
работы по предмету, публикация творческих работ учащихся, формирование культурного и безопасного
поведения в сети. С помощью блогов учащиеся получают возможность публиковать,
обрабатывать, передавать различную по виду и содержанию информацию, создавать
открытые или закрытые сообщества для обсуждения волнующих их проблем,
реализации групповых проектов, а также контролировать усвоение учебной
информации посредством on-line
тестов,
вопросов, обсуждений, рецензий. Именно это позволяет учащимся стать соавторами образовательного процесса, самостоятельно
управлять своим обучением, занимаясь активным поиском информации и получая
комментарии от других людей.
Безусловно, педагог должен быть готов к
организации подобного взаимодействия. Обеспечить свое самообучение, систематизировать
накопленный опыт, обобщить материалы по самообразованию, поделиться
результатами своей деятельности с коллегами становиться возможным, если педагог
принимает участие в on-line конференциях и
вебинарах, работе педагогических интернет-сообществ, которые помогают
организовать виртуально-реальное общение педагогов. Практическую консультативную
помощь учителям-предметникам оказывает клуб «Хрустальный журавль», объединяющий
участников и организаторов конкурса профессионального мастерства педагогов
«Учитель года Республики Беларусь».
Интеграция
интерактивных компьютерных технологий в процесс управления образовательной
успешностью учащихся - это не дань моде, а насущная необходимость для
педагогов, которые не только стремятся оптимизировать процесс обучения, но и
сделать его современным, эффективным и
мотивированным. Данные технологии позволяют существенно разнообразить
возможности традиционных форм организации обучения и способствуют развитию у обучаемых умений, навыков и
компетенций, необходимых в современном информационном обществе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий