вторник, 16 апреля 2013 г.

ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ


Что такое цель?
Цель, как научное понятие, есть представление в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность. 
То есть, цель - это то, к чему стремятся, что надо достичь, осуществить, реализовать, получить.
Для того, чтобы цель стала известна и понятна другим людям ее необходимо описать, сформулировать цель. В формулировке цели необходимо четко определить, что именно мы хотим получить. В этом случае мы не можем использовать термины описания процесса, нам необходимо обрисовать результат.
Цель наполняет нашу деятельность смыслом, обеспечивает наши усилия мотивационным потенциалом, является критерием успеха нашего движения в выбранном направлении. Отсюда становится понятной важность постановки цели и значение точного ее определения, точности ее формулировки.
Цель – это представление о желаемом результате нашей деятельности или деятельности других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате. 
Нужно ли ставить цели в педагогике? Риторический вопрос. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Педагог управляет образовательным процессом, управляет обучающимися, их деятельностью, следовательно, должен совершенно точно знать, куда, к каким целям он ведет свой корабль и свою команду. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности управления и качественных образовательных результатов. Причем, ясное представление о целях образовательного процесса должно быть и у обучающихся. Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.
Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов. Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.
Хотите спросить, каким образом можно на уроке достигать цели, не связанные с изучением предмета? Отвечу – в рамках технологии репродуктивного обучения такие возможности резко ограничены. Поэтому, новые образовательные стандарты ориентированы на современные образовательные технологии, например, технологию активных методов обучения (АМО). В формате технологии АМО педагог-предметник совершенно обоснованно может ставить комплекс образовательных целей и уверенно их достигать.
Для чего педагог определяет цели?
1.      В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.
2.      Цели определяют направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.
3.      Цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения, воспитания, развития и социализации.
4.      Цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся.
5.      Цель является мотиватором познавательной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий