вторник, 16 апреля 2013 г.

Ошибки целеполагания


Давайте, прежде чем приступить непосредственно к освоению техники эффективного целеполагания определим, почему привычные нам методы определения целей не приводят к запланированным результатам. Ясно, что определение цели методом «тыка» может только случайно закончиться успехом, но, ведь, и другие доморощенные системы очень часто отправляют наши усилия «в молоко». Чтобы определить, почему так происходит, разберем наиболее часто встречающиеся ошибки постановки цели.
1.        Недиагностично поставленные цели. Формулировка цели в таком случае не позволяет объективно определить – достигнута цель или нет и, если достигнута, то в какой степени. Чаще всего в таких формулировках отсутствует описание результата деятельности, например, «изучить главу», «прочитать текст», «познакомиться с новым материалом» и т.д. Диагностично поставленная цель предполагает формулировку, описывающую результаты обучения, выраженные через действия учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными.
2.         Глобализация цели. Заявленная цель классного часа – воспитание толерантности у обучающихся. Понятно, что цель не реальна, поскольку за один классный час этого не достичь, необходима полноценная программа, состоящая из комплекса взаимосвязанных занятий, мероприятий, имеющих более локальные цели, достижение которых, своей совокупностью будет содействовать развитию толерантности.
3.        Сужение спектра целей или занижение уровня цели. Постановка слабой цели, когда есть ресурсы и потенциальные возможности для достижения более объемной цели или даже цели более высокого уровня. Достижение ограниченной цели тоже имеет смысл, но при этом возникает ситуация упущенных возможностей, снижается эффективность образовательного процесса, например, когда педагог не ставит цели воспитания и развития, ограничиваясь только предметными целями.
4.        Неинтересные для обучающихся цели. Цель поставлена в плоскости, далекой от интересов обучающихся, без привязки к реальным сегодняшним или будущим потребностям обучающихся, без объяснения практической значимости цели для важных сторон жизни. Цель навязана обучающимся извне, без учета их интересов, их мотивов.
5.        Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые, недостаточно конкретные цели. Неточно поставленные цели. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».Сформулированная цель не отражает или отражает не точно желаемую ситуацию. Возникает противоречие, нестыковка между целью и деятельностью. Даже качественно выполненная работа не приводит к достижению желаемой ситуации.
6.        Декларативность в постановке цели. Подмена цели лозунгом. Цель-пожелание или цель-вообще. «Давайте одолеем безграмотность». «Неплохо было бы поработать в этом направлении». «Необходимо достигнуть значимых успехов в изучении данного предмета» и т.д.
7.        Подмена цели задачей или темой. Представим обычный урок. Учитель говорит, что сегодня цель урока - изучить целеполагание. И все обучающиеся дружно в течение 45 отведенных минут изучают целеполагание. Поизучали чего-то, вышли из класса и забыли. Отдохнули на переменке и пошли изучать следующую тему следующего урока. С аналогичным результатом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий