Метод
постановки умных целей
Наверняка,
уважаемый коллега, у Вас уже появился вопрос – как избежать всех перечисленных
ошибок и сформулировать корректную цель? Как
грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по его завершении мы могли
получить законченную формулировку цели, отвечающей всем необходимым
требованиям. Отвечу на Ваш вопрос – все это можно сделать, используя технику
целеполагания. Сегодня наиболее известна техника илиметод SMART (smart – с английского – умный), позволяющий,
как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода
заключается в формулировании цели на основании определенных критериев,
использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся
формулировки.
Критерии
SMART:
S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
М –
Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных
и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении
цели.
А –
Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков,
а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда.
R –
Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны
соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.
Т –
Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно
определите время или период достижения выбранной цели.
Метод умных целей
позволяет принципиально изменить формулировки целей Вашей деятельности и
наполнить их не только объективным содержанием, но и, что очень важно, новой
энергетикой. Хотите, чтобы Ваши цели и цели ваших обучающихся стали настоящими
магнитами, притягивающими успех, формулируйте
их с помощью метода умных целей.
Кроме того, формулируя цель с помощью метода SMART, педагог задумывается об индикаторах, объективно доказывающих достижение цели. Эти индикаторы нужны и педагогу, и обучающемуся, причем, и тот и другой с помощью этих индикаторов должны приходить к аналогичным выводам.
Неточные формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо сделать. Туманные, размытые, запутанные формулировки целей, недостаточно ясное понимание целей обучающимися, возможное двойное, тройное толкование смысла предлагаемых изменений, действий вызывает прострацию обучающихся, демотивируют их, лишают ориентиров и желания заниматься учебной деятельностью, которая очень быстро замещается более понятными и интересными для детей занятиями.
Кроме того, формулируя цель с помощью метода SMART, педагог задумывается об индикаторах, объективно доказывающих достижение цели. Эти индикаторы нужны и педагогу, и обучающемуся, причем, и тот и другой с помощью этих индикаторов должны приходить к аналогичным выводам.
Неточные формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо сделать. Туманные, размытые, запутанные формулировки целей, недостаточно ясное понимание целей обучающимися, возможное двойное, тройное толкование смысла предлагаемых изменений, действий вызывает прострацию обучающихся, демотивируют их, лишают ориентиров и желания заниматься учебной деятельностью, которая очень быстро замещается более понятными и интересными для детей занятиями.
Ясность мысли определяет точность формулировок.
Точность формулировок обеспечивает понятность действий. Понятность действий – условие их корректного выполнения.
Создайте грамотно поставленными целями благоприятные условия для учебной работы
ваших обучающихся.
Давайте
разберемся, в чем состоит отличие цели от задачи. Для того, чтобы отличить цель от задачи
необходимо прибегнуть к здравому смыслу и имеющейся формулировке. Цель должна
быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс. Например,
цель: «Я владею (овладел(а) техникой целеполагания». Для того чтобы достичь
этой цели мне пришлось решить несколько задач:
1. Найти курс по целеполаганию
2. Записаться на него.
3. Пройти обучение.
4. Апробировать полученные знания и умения.
5. Сдать итоговое задание.
Успешно решив
все эти задачи, я достиг(ла) поставленной цели.
Таким образом, цель отвечает на вопрос «Что сделано?», а задача – «Что надо сделать?» Сравните две формулировки цели: «Освоить
технику целеполагания», и «Мною освоена техника целеполагания». Чувствуете
разницу? Какая формулировка Вас тянет, притягивает своей, совершенно
определенной, завершенностью? Освоить – начну когда-нибудь, при условии,
возможно получиться и т.д. Освоена – значит, освоена, разговоры закончены, надо
действовать, т.е., решать поставленные задачи и двигаться к магниту – цели!
Если цель – это
конкретная мишень, точное определение желаемого для Вас состояния, то и
описывать надо соответствующим образом, ведь, желаемое состояние – это когда
«техника освоена», т.е. я владею данной техникой, умею ее применять на
практике, грамотно формулирую цели, а не «мне еще предстоит ее освоить».
Формулируя цель как
«уже имею», «уже знаю», «уже освоил», «уже владею» вы задается вектор действия
и наполняете свои действия и действия обучающихся энергетическим зарядом.
Поэтому, есть очевидный смысл формулировать цель как завершенное действие, как
уже достигнутый результат.
Конечно, это непривычная постановка цели, поскольку в формальном планировании мы привыкли ставить цель несовершенным глаголом. Но пришла пора переходить от формального планирования к реальному и новая постановка цели – это один из необходимых шагов. Завершая данную главу, необходимо сказать, что здесь приведен, конечно, не полный перечень встречающихся ошибок целеполагания, но и он достаточно убедительно показывает, что есть реальные сложности в понимании целей и их грамотной постановке.
Цели — топливо в печке достижений. Человек без цели — все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на камни. Человек, имеющий цель, подобен кораблю со штурвалом, направляемому капитаном с помощью карты и компаса, знающим место назначения и ведущим корабль прямо в порт по своему выбору.
Конечно, это непривычная постановка цели, поскольку в формальном планировании мы привыкли ставить цель несовершенным глаголом. Но пришла пора переходить от формального планирования к реальному и новая постановка цели – это один из необходимых шагов. Завершая данную главу, необходимо сказать, что здесь приведен, конечно, не полный перечень встречающихся ошибок целеполагания, но и он достаточно убедительно показывает, что есть реальные сложности в понимании целей и их грамотной постановке.
Цели — топливо в печке достижений. Человек без цели — все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на камни. Человек, имеющий цель, подобен кораблю со штурвалом, направляемому капитаном с помощью карты и компаса, знающим место назначения и ведущим корабль прямо в порт по своему выбору.
Человеческие
существа — вы и я — это организмы, перемещающиеся вокруг центра, которым
является цель. Наш мозг настраивает нас на прогрессивное движение и переход от
одной цели к другой, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не
перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.
Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, безошибочно направляющий и ориентирующий нас на ее достижение. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы добиваемся любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы — достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
То, что все мы добиваемся поставленных целей, — трюизм. Вы — там, где вы есть, и то, чем вы являетесь, — именно потому, что вы этого хотели. Ваши мысли, дела, поведение привели вас в нынешнее состояние, и если вдуматься, то иначе и быть не могло.
Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, безошибочно направляющий и ориентирующий нас на ее достижение. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы добиваемся любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы — достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
То, что все мы добиваемся поставленных целей, — трюизм. Вы — там, где вы есть, и то, чем вы являетесь, — именно потому, что вы этого хотели. Ваши мысли, дела, поведение привели вас в нынешнее состояние, и если вдуматься, то иначе и быть не могло.
Если
ваша цель — прожить день, вернуться домой и засесть перед телевизором, то вы ее
достигнете. Если вы задаетесь целью хорошо себя чувствовать, быть здоровым и
прожить долгую жизнь, то достигнете и этого».
Комментариев нет:
Отправить комментарий