СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО И ДИАЛОГИЧЕСКОГО
ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА С
ПОМОЩЬЮ КЛЮЧЕВЫХ ФРАЗ-ВОПРОСОВ
Контроль усвоения языкового материала должен включать
проверку навыков пользования им практически, т. е. в целях коммуникации. Речетворчество
проявляется в свободе выбора способа совершения речевого поступка в пределах
лексико-грамматических
диапазонов ситуативного варьирования.
В качестве задания
для речевых упражнений при развитии речевого умения, а также задания при контроле
речевого умения можно предложить зрительный образ (или картинку).
Такие упражнения
обеспечивают речевую стратегию и тактику говорящего, новизну ситуации,
самостоятельность говорящего, структурное разнообразие высказываний.
Высказывания будут
содержать как речевые образцы, так и элементы творчества. Это творчество может
проявляться в переносе нового материала в ранее не встречавшиеся, но сходные ситуации. Творческая
самостоятельность может проявиться также и в выборе логики содержания.
Зрительный образ
предполагает высказать оценку, личное отношение к факту, событиям, изображённым
на картинке. При этом надо учитывать, если вы расскажете только то, что изображено на
картинке, считайте, что вы справились с заданием удовлетворительно. Если вы
хотите ответить на «хорошо», то пофантазируйте и скажите:
-
какие люди изображены здесь;
-
как они тут оказались;
-
они друзья, родственники или знакомые;
-
куда они направятся потом.
Если вы добавите к
этому описание своего опыта, посоветуете другим, как это лучше сделать в подобной ситуации,
покритикуете
выбор собеседника и т.д., то считайте, что справились с заданием на «отлично».
Такой уровень
предполагает стимул к говорению, и речь учащихся выходит на уровень продуктивной речи, т. е. уровень
творчества -свободное изложение мысли
средствами иностранного языка.
Примером таких
речевых упражнений может служить следующая картинка по теме «Shopping» и задания-вопросы, которые предполагают высказывания на уровне:
вопрос-ответ, ответ-рассуждение, ответ-предложение, ответ-прогнозирование чьей-либо деятельности, обмен мнениями и т. д.
Вот примерный ход
урока на основе зрительного образа по теме «Shopping», в основу которого положена идея учебно-методического комплекса «Images», Gaynor Ramsey.
Из предложенного
следует, что виды деятельности могут быть теми же, а содержание зависит от
изучаемой темы.
Данные типы заданий
помогают проверить качество сформированной коммуникативной компетенции учащихся.
Поскольку общение
имеет чаще всего вопросно-ответную форму, необходимо обратить внимание на
характер задаваемых учителем вопросов при формировании коммуникативной компетенции.
Распространённой практикой является
начинать беседу,
будь то в начале урока или при проверке понимания прочитанного (прослушанного)
текста, со специальных вопросов что? где? когда? почему? И т.д.
Это не совсем
оправдано, т.к. есть учащиеся с разным уровнем языковой подготовки. Ответы на
специальные вопросы требуют уже определённого уровня владения языком (умения самостоятельно
строить фразы с учётом языковых норм, умения использовать необходимую информацию и
т.д.). С целью реализации личностно ориентированного подхода более целесообразным было
бы начинать любую беседу с общих вопросов, т.е. вопросов, требующих ответов
«да» или «нет». Такие вопросы помогают учителю
ввести учащихся в атмосферу
Комментариев нет:
Отправить комментарий