Справедливо считается, что предмет
«иностранный язык» сам по себе носит деятельностный характер, так как язык
является одновременно средством и целью обучения, объектом изучения и
инструментом в учебном процессе. Для учителей иностранного языка не стоит
вопрос, имеет ли практическое применение то, чему он учит, то, чем занимаются
учащиеся во время уроков. В арсенале
учителей и преподавателей иностранных языков в рамках
коммуникативно-ориентированного обучения имеется целый арсенал деятельностных
заданий, направленных на решение определенных коммуникативных задач,
приближенных к тем, которые мы решаем в реальной жизни, в условиях реального
общения. Эти задания переносят акцент с различного вида упражнений на активную
мыслительную деятельность обучающегося, это так называемые проблемные
речемыслительные задания. Но это еще не все, что необходимо для полноценной
реализации системно-деятельностного подхода. Здесь мы должны придерживаться
определенной технологии организации и проведения уроков.
Давайте сравним его с традиционным обучением, и в ходе этого сравнения
попытаемся понять его суть. Поскольку деятельностный подход – это организация и
управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью обучающихся,
уроки должны предполагать осознанное учение, т.е. мотивированное, с
самостоятельно поставленными целями, направляемый учителем, но все же
самостоятельный поиск путей достижения целей, а также обязательную
рефлексию своей деятельности.
При этом новый способ организации
обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее,
сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей, ведь согласно
теоретическим исследованиям способность к саморазвитию формируется при
определенной организации учебной деятельности.
Использовать набор деятельностных, проблемных речемыслительных заданий
не достаточно, системно-деятельностный подход реализуется лишь, если урок
организован в соответствии со следующими структурными блоками:
- индивидуальная деятельность ученика;
- затруднение в индивидуальной деятельности;
- выявление причин затруднения;
- определение пути выхода из затруднения;
- осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.
- индивидуальная деятельность ученика;
- затруднение в индивидуальной деятельности;
- выявление причин затруднения;
- определение пути выхода из затруднения;
- осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.
Этапы урока
Традиционная
система деятельности
|
Деятельностный урок
|
Снятие лексико-грамматических трудностей
|
Мотивирование к учебной деятельности
|
Восприятие иноязычной речи на слух
- Общее понимание
|
-
Восприятие иноязычной речи на слух
- Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии.
- Выявление
места и причины затруднения.
|
Контроль понимания
|
- Построение и реализация проекта выхода из
затруднения (цель, способ, план, средство).
- Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
|
В соответствии с целями уроки деятельностного типа
можно распределить на 4 группы:
·
уроки «открытия» нового знания;
·
уроки рефлексии;
·
уроки общеметодологической направленности;
·
уроки контроля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий