Согласитесь, современный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и
методам проведения, разнообразным по техническим средствам, но все же, не
всегда его можно считать
личностно-ориентированным.
Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают
гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в
том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает,
учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает.
Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление
недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко
используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными
творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным,
привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его
личностно-ориентированным. Сущность последнего - не просто создание учителем
благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному
опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.
Ведь в отличие от традиционного
урока содержанием
личностно-ориентированного урока являются не только знания, умения и навыки, но
и ценности, компетенции.
Учащиеся участвуют в процессе целеполагания, причем целями являются прежде
всего задачи личностного развития. Учитель создает ситуации развивающего типа,
применяя широкий спектр методов
активного обучения, а ученики «проживают» эти ситуации.
И, наконец, самое
важное - признание самобытности и уникальности каждого ученика. Но возможно ли
это, когда в классе по 20-25 учеников и каждый индивидуален по-своему? Возможно,
хотя это не просто. Тем более что от учителя требуется не только признание за
каждым учеником своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных
позиций. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Опора на субъектный
опыт
Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт
школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые
ценности. Это определяет своеобразие восприятия и осознания окружающего мира
каждым учеником. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только
одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как
носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь
возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать и
усваивать все, что сообщает учитель.
Учитель и ученик выступают носителями разнородного, но
необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в
том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его
с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. "окультурить"),
и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.
При организации личностно-ориентированного урока
профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и
уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой
темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но
и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в
субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных
учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать,
дабы обсудить детские "версии" не в жестко-оценочной ситуации
(правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти
"версии", выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны
научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.
Для того чтобы ребенок активно включился в работу на уроке, он должен
задать себе ряд вопросов: а я это умею?
это полезно, необходимо, нужно мне лично? где это мне
пригодится? мне это интересно?
Вызвать у учащихся интерес к теме урока можно при
помощи личного примера или забавной ситуации, которая их удивит, можно подчеркнуть,
что эти знания для них просто жизненно необходимы, и они обязательно,
неизбежно им пригодятся.
Учащиеся должны выполнять задания
не для учителя, а для себя, поэтому задание должно быть сформулировано так,
чтобы ученики поняли, что это именно им необходимо.
В этих условиях ученики будут стремиться быть
"услышанными", станут высказываться по затронутой теме, предлагать,
не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно
быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору, активно
способствовать выражению учениками их индивидуальных "семантик"
(пусть не совершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на
уроке, учитель и формирует "коллективное" знание как результат
"окультуривания" индивидуальных "семантик", а не просто
добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для
усвоения.
Знание психофизических особенностей
Обычно, готовясь к уроку, учитель подбирает дидактический
материал (иллюстративный, раздаточный и т.п.), позволяющий ему в процессе
занятия использовать задания разной степени трудности. Ранжирование таких
заданий традиционно осуществляется через выявление объективной сложности
материала, интереса учащихся к предметному содержанию и их индивидуальных
возможностей при выполнении предлагаемых на уроке тренировочных, творческих,
проблемных заданий.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному
уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания
индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он
должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать
с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но
передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным
изображением и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их
репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала,
требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно.
Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность
в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко
использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным
в подлинном смысле этого слова.
Классификация дидактического материала, подбор и
использование его в ходе урока требуют, конечно, особой подготовки учителя и
прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и
продуктивно их использовать в процессе усвоения. К сожалению, пока
дидактический материал, находящийся на вооружении учителя, позволяет ему
осуществлять "разноуровневый", "дифференцированный", но не
личностно-ориентированный подход.
Равноправные партнеры
Традиционно общение на уроке сводится к приглашению
(принуждению) учащихся заниматься тем, что предусмотрел учитель согласно
требованию программы (ее тематическому и календарному планированию). Такая
профессиональная позиция не подвергается сомнению. Вопрос в другом. Как
построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать
наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым
наиболее активно проявить себя? Для этого учителю следует относить к
фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные,
содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной,
групповой (парной) работы.
Это требует от учителя учета не только познавательных, но и
эмоционально-волевых, мотивационных особенностей учащихся, возможностей их
проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать
все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества
между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на
традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным)
методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль
координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя
детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях, создания
максимально благоприятных условий для их проявления. Все это, несомненно,
требует специальной подготовки.
Важное место при подготовке личностно-ориентированного урока
следует отвести разработке гибкого плана. Он должен включать в себя:
·
определение общей цели и ее
конкретизацию в зависимости от разных этапов урока;
·
подбор и организацию дидактического
материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к
содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
·
планирование разных форм организации
учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной, групповой, самостоятельной
работы);
·
выявление требований к оценке
продуктивности работы с учетом
характера
заданий (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование
известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий).
Планирование
характера общения, межличностных взаимодействий в процессе урока должны включать использование
разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом конкретных целей
урока; проектирование
характера взаимодействий учеников на уроке с учетом их личностных особенностей,
требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парами и
т.п.); использование содержания субъектного опыта всех участников урока в
диалоге "ученик - учитель", "ученик - класс";
предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса,
коррекция их по ходу урока.
Планирование результативности урока
предусматривает обобщение полученных знаний и умений, оценка их
усвоенности; анализ результатов групповой и индивидуальной работы; внимание к
процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.
Характеристиками личностно-ориентированного урока
являются:
- создание учителем в начале урока
положительного эмоционального настроя на работу;
- сообщение ученикам не только темы урока
(его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;
- гибкая организация учебной деятельности
школьников в зависимости от целей урока (его этапов): сообщение материала,
выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с
учетом их индивидуальных особенностей;
- стимулирование учеников к выбору
различных способов выполнения заданий;
- использование разнообразного
дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную
избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его
выполнения;
- активизация субъектного опыта ученика,
его использование в процессе урока;
- анализ ответа ученика не только с
позиции правильности, но и с учетом того, как ученик рассуждал, каким способом
решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;
- коллективное решение творческих задач,
взаимопроверка учениками выполненного задания, анализ разных способов решения и
т.п.
- продумывание учителем возможностей для
самопроявления учеников;
- проведение наблюдений за школьниками
(процедур отслеживающего характера);
- предоставление ученикам возможности
задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
- поощрение высказанных учащимися
оригинальных идей и гипотез;
- организация обмена мыслями, мнениями,
оценками;
- стимулирование учащихся к активным
действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей
(рецензированию ответа);
- стремление к созданию ситуации успеха
для каждого школьника;
- привлечение учащихся к использованию
альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;
- использование субъектного опыта и опора
на интуицию каждого ученика;
- применение трудных ситуаций, возникающих
по ходу урока, как область приложения знаний;
- продуманное чередование видов работ,
типов заданий для снижения утомляемости учащихся.
Следует подчеркнуть, что проектирование и технология
проведения личностно-ориентированного урока, рассчитанного на работу с
индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в новую, не привычную для
него пока профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и
психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за
каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития,
личностного становления.
Урок - та учебная ситуация, та "сценическая"
площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и
реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и
должен служить личностно-ориентированный урок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий