ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
при прохождении
аттестации педагогического работника на присвоение высшей
квалификационной категории
Направление деятельности — учителя английского, немецкого,
французского, испанского языков
Нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую
деятельность, организацию
образовательного процесса Основы государственной политики в
сфере образования. Государственные гарантии в сфере образования.
Основные термины, применяемые в Кодексе Республики
Беларусь об образовании, и их определения.
Требования, предъявляемые к педагогическим
работникам. Права и обязанности педагогических работников.
Система образования в Республике Беларусь.
Основное, дополнительное, образование. Формы получения
образования. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества
образования.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Иностранный язык»
в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь.
Стратегический целевой ориентир обучения иностранным языкам.
Образовательные цели и их реализация в образовательном
процессе по иностранному языку.
Развивающие цели и их реализация в образовательном процессе
по иностранному языку.
Воспитательные цели и их реализация в образовательном
процессе по иностранному языку.
Содержание языкового образования и его реализация по
учебному предмету «Иностранный язык».
Требования обучающихся к практическому владению видами
речевой деятельности по завершении общего начального, общего базового и
общего среднего образования. Оценка результатов учебной деятельности
учащихся по учебному предмету «Иностранный язык».
Контрольно-оценочная деятельность учителя в условиях
коммуникативно ориентированного обучения иностранному языку. Правила проведения
аттестации учащихся по иностранному языку в учреждениях общего среднего
образования.
Реализация плана мероприятий Министерства образования по
совершенствованию преподавания иностранного языка на уровнях дошкольного,
общего среднего и высшего образования.
Система факультативных занятий по иностранному
языку.
Требования и методические рекомендации
инcтруктивно-методического письма Министерства образования Республики
Беларусь «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в текущем учебном
году».
Требования санитарных норм, правил и гигиенических
нормативов к организации образовательного процесса по учебному предмету
«Иностранный язык».
Список источников
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2011. — № 13,
2/1795.
2. Инструкция проведения аттестации педагогических
работников системы образования (кроме педагогических работников из
числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования):
утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012
№ 101.
3. Учебная программа «Иностранные языки:
английский, немецкий, французский, испанский, китайский»
для III—XI классов учреждений общего среднего образования с русским
языком обучения. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012.
4. Об организации преподавания иностранных языков в
учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году:
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь.
утверждённые 23.05.2012.
5. План мероприятий Министерства образования по
совершенствованию организации
образовательного процесса по иностранным языкам на уровнях
дошкольного, общего среднего, среднего специального и высшего
образования на 2010—2015 годы.
6. Английский язык. 3—11 классы: Примерное
календарно-тематическое планирование, 2012/2013 учебный год. — Минск:
Нац. ин-т образования, 2012.
7. Немецкий язык. 3—11 классы: Примерное
календарно-тематическое планирование, 2012/2013 учебный год. — Минск: Нац.
ин-т образования, 2012.
8. Французский язык. 3—11 классы: Примерное
календарно-тематическое планирование, 2012/2013 учебный год. — Минск: Нац. ин-т
образования, 2012.
9. Испанский язык. 3—11 классы: Примерное
календарно-тематическое планирование, 2011/2012 учебный год. — Минск: Нац. ин-т
образования, 2011.
10. Образовательный стандарт. Общее среднее
образование. Иностранный язык. III—XI классы //Замежныя мовы ў
Рэспубліцы Беларусь, 2011. — № 4. — С. 3—17. 11. Об утверждении санитарных
норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к
устройству, содержанию и организации образовательного процесса
общеобразовательных учреждений»:постановление МО, МЗ, МФ от 15.07.2010 г. №
94.
Современная теория и методика
обучения и воспитания
Содержание образования и его компоненты. Деятельностный и
личностно ориентированный подход в образовании.
Структура учебной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся.
Технологии образовательного процесса. Классификация
образовательных технологий.
Современные средства обучения.
Организация образовательного процесса.
Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся.
Целеполагание и целепринятие в образовательном процессе.
Цель и задачи воспитания. Основные требования к воспитанию.
Основные составляющие воспитания.
Гуманистический подход к воспитанию; субъект-субъектное
взаимодействие в процессе воспитания.
Детский коллектив как субъект воспитательного
взаимодействия.
Организация воспитательного процесса. Формы
организации воспитательного процесса. План воспитательной работы.
Список рекомендуемой литературы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании // Нац. реестр
правовых актов Респ. Беларусь. — 2011. — № 13, 2/1795.
2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся
молодёжи в Республике Беларусь:
приложение к постановлению Министерства образования
Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125. —[Электронный ресурс].
— Режим доступа:
http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W20615613 . —Дата доступа
01.02.2013.
3. Воспитательная деятельность педагога : учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений /
И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д.
Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина
и И.А. Колесниковой. — 3-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 336
4. Жук, О.Л. Педагогика / О.Л. Жук. — Минск.: БГУ, 2003. —
420 с.
5. Кабуш, В. Т. Самоуправление учащихся : учеб.
пособие / В. Т. Кабуш. — 4-е изд. — Минск : Акад.последиплом. образования,
2005. — 187 с.
6. Кабуш, В. Т. Гуманистическая
воспитательная система : теория и практика. — Минск :
Акад. последиплом. образования,
2001. — 332 с.
7. Катович, Н. К. Модели воспитания
школьников: пособие для руководителей учреждений
образования, педагогов, воспитателей / Н. К. Катович. —
Минск : НМЦентр, 2000. — 120 с.
8. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. об-во России, 2009.
9. Подласый, И.П. Педагогика: в 3 т. / И.П. Подласый. — М.:
Гуманит. центр «ВЛАДОС», 2007.
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии /
Г.К. Селевко. — М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
11. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.:
Академия, 2009. — 512 с.
12. Хуторской, А.В. Современная дидактика /А.В.
Хуторской. — СПб.: ПИТЕР, 2001. — 544 с.
Теория и содержание
преподаваемого предмета
(реализуемого направления
педагогической деятельности)
Объектом контроля являются
языковые и речевые навыки и умения. Комплексные характеристики как объект
контроля владения языковыми и речевыми нормами определяют
предметную компетентность учителя иностранного языка. Используются тесты и
тестовые задания.
Грамматические и лексические
сложности при выполнении вариативной части теста
Английский язык
Фразовые глаголы. Неличные формы глагола. Образование и
употребление временных форм глаголов в страдательном залоге. Употребление
артикля. Предлоги. Словообразование. Условное наклонение.
Употребление модальных глаголов. Речевой этикет. Словоупотребление.
Немецкий язык
Употребление артикля. Образование и употребление временных
форм глаголов в страдательном залоге. Образование и употребление форм глаголов
в сослагательном наклонении. Употребление модальных глаголов для
выражения предположения. Словообразование (лексическое значение
приставок). Словоупотребление. Речевой этикет.
Французский язык
Согласование прилагательных, обозначающих цвета.
Аббревиатуры.
Предлоги. Устойчивые выражения с цифрами.
Устойчивые выражения с прилагательными цвета. Наклонения и согласование
времен. Согласование
причастий прошедшего времени. Устойчивые выражения
сравнения. Идиоматические выражения. Артикли. Омонимы. Речевой этикет.
Испанский язык
Согласование времен. Предложное управление
глаголов. Сослагательное наклонение. Повелительное наклонение в
отрицательной форме. Идиомы. Речевой этикет.
Список рекомендуемой литературы
1. Dreyer, H.,
Lehr-und Übungsbuch der deutschen Grammatik: Neubearbeitung / Hilke
Deryer, Richard
Schmitt. — Max Hueberverlag, 2000 — 359 S.
2. Виноградов, В.С. Грамматика испанского языка /
В.С. Виноградов. — М.: Просвещение, 1998. —294 с.
3. Галай О.М., Немецкий язык: пособие для
подготовки: Тестовый контроль / М.А.
Черкасс, В.Н. Кирись, О.М. Галай. — Минск., 2004. — 382
с.
4. Галай, О.М. Немецкий язык: комплексные
тесты для подготовки к централизированному
тестированию / О.М. Галай, В.Н. Кирись, М.А. Черкас.
— Минск.: Аверсэв, 2008. — 287 с.
5. Голицынский, Ю.Б. Грамматика: сборник
упражнений Ю.Б. Голицынский. — 3-е изд., — СПб.:КАРО, 2002. — 512
с.
6. Детскина, Р.В., Немецкий язык:
лексико-грамматический практикум. 10—11 классы / — Минск: Электрон.
ресурсы, — 2011.
7. Зарецкая, Е.В. Немецкий язык: лексико-грамматические
тесты / Е.В. Зарецкая. — Минск, 2004. —173 с.
8. Иванченко, А.И. Грамматика французского языка в
упражнениях / А.И. Иванченко. — СПб.: КАРО, 2010. — 320 с.
9. Мартысюк, Н.П., Английский язык: пособие-репетитор /
Н.П. Мартысюк. Минск.: Аверсэв, 2011. — 409 с.
10. Може, Г. Курс французского языка: (в 4 кн.) / Г. Може.
— М.: Худ. Лит., 1996.
11. Попова И.Н. Грамматика французского языка /
И.Н. Попова, Ж.А. Казакова. — М.: НесторАкадемик,
2010. — 127 с.
12. Попова, Н.И. Практическая грамматика испанского языка.
— М.: Просвещение, 1997. — 494 13. Прохорова, Е.С. Французский язык:
лексико-грамматический практикум. 10—11 классы / — Минск: Электрон. ресурсы,
2011.
14. Хведченя, Л.В. Английский язык для поступающих в вузы /
Л.В. Хведченя, Р.В. Хорень. — 14-е изд. — Минск.: Выш. шк., 2001. —
463 с.
15. Шимчук, Л.В. Английский язык:
лексико-грамматический практикум. 10—11 классы. — Минск: Электрон.
ресурсы, 2011.
16. Шмат, И.Ф. Испанский язык:
лексико-грамматический практикум. 10—11 классы. — Минск:Электрон.
ресурсы, 2011.
Современные технологии,
методы, приемы, средства образовательной деятельности
по преподаваемому предмету
(направлению педагогической деятельности), психологической помощи,
коррекционной работе
Дидактическая парадигма обучения иностранному языку на
современном этапе.
Закономерности организации речевого общения в
образовательном процессе по иностранному языку.
Речевая направленность обучения на уроке иностранного языка.
Деятельностный характер в условиях реализации
коммуникативного обучения.
Коммуникативно ориентированные задания на основе имитации
речевого общения. Коммуникативные игры. Организация свободного иноязычного
общения обучающихся.
Проблемность как способ организации и презентации учебного
материала на уроках иностранного языка.
Моделирование ситуаций общения как технология речевого
взаимодействия в образовательном процессе по иностранному языку.
Принцип функциональности при отборе, организации и
усвоении учебного материала учителем иностранного языка.
Управление речемыслительной деятельностью учащихся в
образовательном процессе по иностранному языку.
Организация соизучения языка и культуры в процессе
иноязычного общения.
Проектирование образовательного процесса с учётом
требований современных подходов к обучению иностранному языку.
Функции контроля в организации коммуникативного урока
иностранного языка. Осуществление мониторинга качества
формирования коммуникативной
компетенции обучающихся. Воспитательный потенциал учебного предмета
«Иностранный язык»: решение воспитательных задач на уроке и во внеучебной
деятельности.
Коммуникационно-информационные технологии в образовательном
процессе по иностранному языку.
Информационно-коммуникационная компьютерная компетентность
педагога.
Назначение и возможности информационно-образовательной среды
учреждения образования.
Использование электронных средств обучения в
образовательном процессе.
Положительные и возможные негативные стороны широкого
применения информационных технологий в образовательном процессе.
Возрастные особенности обучающихся.
Мотивы учебной деятельности в зависимости от возраста
обучающихся.
Психологические процессы в малых группах.
Стили педагогической деятельности.
Особенности организации образовательного процесса в
условиях интегрированного обучения и воспитания.
Список рекомендуемой литературы
1. Андреасян, И. М. Инновационные технологии овладения
иноязычным общением / И. М. Андреасян// Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. —
2006. — № 2. — С. 18—22.
2. Андреасян, И.М. Планирование цикла уроков
английского языка «Classical Music Forever» для X класса гимназий / И.М.
Андреасян, Ю.В. Маслов // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2011. — № 3. —
С. 50—55.
3. Андреасян, И.М. Учение в сотрудничестве как
приоритетная технология обучения школьников английскому языку / И.М. Андреасян
// Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2008. — № 3. — С. 23—29.
4. Аниськович, Н.Р. Комплекс интерактивных упражнений для
обучения речевому взаимодействию в процессе иноязычного общения / Н.Р.
Аниськович // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2003. — №2. — С. 16—26; №
3. — С. 28—33.
5. Бабаянц, А. В. Технология стимуляции реального общения
на иностранном языке / А. В. Бабаянц // Иностранные языки в школе. — 2004. — №
3. — С. 60—66.
6. Бабинская, П. К. Коммуникативно
ориентированное обучение иностранному языку / П. К.
Бабинская // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2010. —
№ 4. — С. 3—7.
7. Бабинская, П. К. Практический курс
методики преподавания иностранных языков: английский,немецкий,
французский: учеб. пособие / П. К. Бабинская [и др.]. — Минск.: ТетраСистемс,
2009. —288 с.
8. Баранова, Н. П. Контрольно-оценочная
деятельность учителя в условиях коммуникативно
ориентированного обучения иностранному языку /
Н. П. Баранова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы
Беларусь. — 2012. — № 2. — С. 3—9.
9. Баранова, Н. П. Концепция учебного
предмета «Иностранный язык» / Н. П. Баранова,
П. К.Бабинская, Н. В. Демченко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. —
2009. — № 3. — С. 3
10. Бартенева, Ю. И. Использование
интерактивной доски на уроках иностранного языка / Ю. И.Бартенева
// Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2010. — № 4. — С. 8—20.
11. Богачёва, И. В. Обобщение и представление опыта
педагогической деятельности : метод. рек. / И. В. Богачёва, И. В.
Фёдоров, О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО,
2012. — 98 с.
12. Гладкая, В.В. Специальная профессиональная
компетентность педагогов как условие успешности процесса обучения детей с
особенностями психофизического развития / В.В. Гладкая //
Кіраванне ў адукацыі. — 2011. — № 6. — С. 11—16.
13. Голубева, В. С. Информационные и
коммуникативные технологии как средство обеспечения компетентностного
подхода к обучению иностранному языку: мультимедийный
электронный словарь / В. С Голубева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь.—
2010. — № 1. — С. 14—23.
14. Денисова, Ж. А. Мультимедийная
презентация языкового материала как методический прием / Ж. А. Денисова, М. К.
Денисов // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 3. — С. 20—24.
15. Ерчак, Н. Т. Способности к
иностранным языкам и перспективы их развития / Н. Т. Ерчак //Замежныя
мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2009. — № 2. — С. 9—17.
16. Змушко, А. М. Интегрированное
обучение и воспитание — приоритет развития специального образования
/ А. М. Змушко // Адукацыя і выхаванне. — 2010. — № 8. — С. 3
17. Ивашенко, Е. Н. Урок французского языка на материале
песни и клипа Мишеля Сарду и Гару «Река нашего детства» / Е. Н. Ивашенко //
Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2011. — № 1. — С. 26—29.
18. Колосовская, И. Г. Формирование
коммуникативной компетенции в восприятии и понимании устной иноязычной
речи на первой ступени общего среднего образования / И. Г. Колосовская // Веснік адукацыі. — 2012. — № 3. — С.
33—36.
19. Крутских, А. В.
Коммуникативно-направленное обучение грамматике на продвинутом этапе в гуманитарно-лингвистической
гимназии / А. В. Крутских // Иностранные языки в школе. — 1996. — № 6. — С.
12—20.
20. Методические рекомендации для учителей по подготовке к
обязательному выпускному экзамену по учебному предмету «Иностранный язык» за
период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования // Замежныя
мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2012. — № 1. — С. 2—6 (проект).
21. Методические рекомендации по организации и проведению
обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный
язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего
среднего образования, утверждённые Министерством образования Республики
Беларусь 22.11.2012.
22. Немов, Р. С. Психология: в 3
кн. Кн. 3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое
исследование с элементами математической статистики: учебник для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. — 4-е
изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 631 с.
23. Пупцев, А.Е. Информационная культура
педагога в условиях перехода к информационному
обществу / А.Е. Пупцев // Зб. навуковых прац
«Акад. паслядыплом. адукацыі». — 2008. — Вып. 4. — С. 217—228.
24. Робберт, И.В. Информационные и
коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / И.В.
Робберт [и др.]. — М. : Дрофа, 2007.
25. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.
Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.
26. Структура ИКТ-компетентности учителей:
рекомендации ЮНЕСКО // [Электронный ресурс]. —2011. — Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf.
— Дата доступа 01.02.2013.
Thanks for sharing, nice post! Post really provice useful information!
ОтветитьУдалитьGiaonhan247 chuyên dịch vụ mua hàng mỹ từ dịch vụ order hàng mỹ hay nhận mua nước hoa pháp từ website nổi tiếng hàng đầu nước Mỹ mua hàng ebay ship về VN uy tín, giá rẻ.